Новости митрополии

Во вторник первой седмицы Великого поста митрополит Феофан совершил чтение канона прп. Андрея Критского в Петропавловском соборе Казани

01.03.2017


28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского в Петропавловском соборе города Казани.

Главе Татарстанской митрополии сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Титов с клириками. Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под руководством Ларисы Бердниковой

По окончании вечерней службы архипастырь обратился к участникам богослужения со словом проповеди.

«Мне хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что мы очень легкомысленно относимся к вере. Наверно, у вас сейчас возник внутренний протест: ведь в храм вы пришли, поститься начали. Разве это легкомыслие? Хорошо, что пришли, но хочу сказать о другом.

К великому сожалению, часто мы живем двойной жизнью. Мы вроде бы верующие, но не доверяем Богу. Вновь ко мне, наверное, вопрос: как же не доверяем? Всё очень просто. Если бы наша вера была ещё и доверием к Богу, мы бы жили совсем по-другому. Но, как правило, Богу мы отдаём меньшую часть своей жизни — будь то наше личное время, или исполнение заповедей, или самоограничение в том или ином. Всегда, как правило, есть перекос в сторону плотских греховных привычек. И оправдания находим очень красочные в любых обстоятельствах. Начинаем поститься и спустя некоторое время бросаем — там кольнуло, да у меня болезни, да мне работать надо…

Что характерно: в современном мире люди нередко берут на себя жёсткие обязательства. Например, говорят, что надо похудеть, чтобы легче было, чтобы фигура стала красивой. И неделями не едят, накладывают на себя суровые ограничения. Наш пост имеет совершенно иной смысл. Он необходим для того, чтобы укротить свою необузданную плоть, которая часто как похотливое животное влечёт нас к страстям: пьянству, блуду, объедению, чрезмерному веселью… Пост для того, чтобы дух стал главным, а не похоть плоти.

Но задача и в другом — дойти до такого состояния, когда мы осознаем свою греховность, свои неправды. И нужно не просто констатировать свои беззакония, а горько плакать, как царь Давид, написавший замечательный 50-й псалом. Из века в век этот псалом — образец покаяния, вопль души: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». К великому сожалению, нередко пост мы сводим к внешним формам. Стоим долгими часами на постовых службах, а по пути из храма рассуждаем вовсе не о том, что слышали в Покаянном каноне, а опускаемся в болото повседневности. Что-то собрали в души и тут же, как из худого решета, ветер всё выдувает.

Наш пост — это борьба с самим собой за вечность, за то, чтобы когда настанет время ответа [на Страшном Суде], мы могли хоть как-то оправдаться. Воздержание в пище, конечно, необходимо, но не стоит забывать главной цели — через покаяние, через полное осознание своих неправд прийти к Пасхе Христовой. Другого пути нет, если не хотим уподобиться фарисею. Ни в коем случае мы не должны кичиться своими подвигами, добрыми делами, постом; скроем это в сердце своём. Будем предстоять Богу со словами: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18:13)!

Нет необходимости приводить примеры, как Господь срывает, словно колос, жизни ближних и дальних нам людей. Всем нам следует помнить, что мы рождаемся, чтобы умереть. Родились — и уже хронометр отсчитывает к той отметке, когда земная жизнь прекратится. Но она даёт нам возможность перейти к вечности, если будем жить по совести, по правде, согласно заповедям Божиим, дабы во время испытаний мы смогли со смирением сказать: «Господи, я делал, сколько мог».

Великий пост — самое удобное время для добрых дел, не зря он называется духовной весной. На первой неделе бывает довольно легко нести подвиг поста, а затем начнутся внутренние испытания — и не только испытания плоти. Не надо забывать, что идёт духовная борьба и злые силы приступают к нам со многими искушениями и соблазнами. В эту невидимую брань должна вступать наша свободная воля. Приходит мысль нарушить пост — а ты как часовой на посту стой. И совесть тебе подскажет, как побороть, воздержаться, уйти от зла. Слушай её внимательно и получишь радость и внутренний покой. А пойдешь на поводу порочных желаний — очень коротким будет этот пир и слишком дорогой ценой придётся расплачиваться. Идти ровно, чтобы ничего в себе не повредить, возможно только при условии внимательного отношения к своей душе.

Желаю, чтобы Господь укрепил и вразумил нас, подвигнул наше закостенелое сердце не только ногами в храме стоять, но чтобы и душа от осознания своих неправд стала как пластилин растаявший и, покаявшись, обратилась к Богу. Тогда с радостью мы встретим Светлое Христово Воскресение. Аминь».

1 марта, в среду первой седмицы Великого поста, глава Татарстанской митрополии совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Казанско-Богородицком мужском монастыре и чтение Великого покаянного канона Андрея Критского в Никольском кафедральном соборе города Казани.

Фото 1.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 25.


Теги:
Великий пост
Петропавловский собор
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана




Все новости раздела




Вверх